17.2. История формирования и развития кредитной системы в России
В истории кредита Российского государства можно насчитать по меньшей мере четыре радикальных преобразования кредитной системы: переход от казенных банков к коммерческим в период Великих реформ второй половины XIX в., банковская «революция» 1917 г., кредитная реформа 1930-1932 гг. и «перестроечная» банковская реформа 1987-1990 гг.
Первые попытки организации кредита в России относятся к 1733 г., когда стала выдавать ссуды Монетная контора под 8% годовых лишь под залог драгоценных металлов.
Традиционно считается, что первые банки в России появились при императрице Елизавете Петровне с основанием в 1754 г. Государственного заемного банка. Другие возникшие кредитные учреждения имели целью не столько развитие кредита, сколько улучшение денежного обращения.
К началу XIX в. в Российской империи так и не сложилась какая-либо система организации коммерческого кредитования.
В период, предшествовавший отмене крепостного права, Россия переживала тяжелый экономический и финансовый кризис, что побудило царское правительство приступить к реорганизации кредитной системы. Законом от 10 июля 1859 г. были ликвидированы действующие кредитные учреждения. 2 июля 1860 г. начал функционировать Государственный банк.
Государственный банк России стал центральным кредитным учреждением страны. Кроме выпуска денег в обращение, он кредитовал правительство, покупал и размещал государственные займы, оказывал широкую поддержку частным банкам.
До 1864 г. Государственный банк занимал монопольное положение в банковском деле России. В 1864 г. образовался первый коммерческий банк — Санкт-Петербургский банк. За 6 лет было основано 37 банков.
В 1917 г. число акционерных коммерческих банков превысило 50, из которых выделялись 7 крупнейших банковских монополий. Мелкие кредитные учреждения России состояли из городских общественных банков, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации и прочих.
Развитию долгосрочного кредита содействовали также правительственные и частные ипотечные учреждения. К правительственным относились Крестьянский поземельный и Государственный дворянский земельный банки.
Начало учреждению сберегательных касс для приема мелких вкладов было положено в 1841 г. Первые кассы были открыты при так называемых сохранных казнах в Петербурге и Москве. По Уставу 1862 г. они учреждались при уездных казначействах и городских думах и были переданы в ведение Госбанка. С 80-х гг. прошлого века развитие сберегательного дела значительно ускорилось.
Следует упомянуть и сеть страховых частных обществ, деятельность которых в определенной степени контролировалась Госбанком.
Такой сформировалась на протяжении 60-80 лет кредитная система России, элементы которой были взаимосвязаны, и каждый из них нес определенную финансовую нагрузку, обеспечивая нормальное функционирование финансового хозяйства в целом.
Октябрьская революция 1917 г. подвела кредитную систему России, подвергшуюся влиянию разрушительных факторов уже в годы Первой мировой войны, к логическому завершению. Логику разрушения определила программа большевиков о необходимости национализации и централизации банковского дела.
Обобществление банков проходило в России в несколько этапов. Прежде всего большевики овладели Госбанком как эмиссионным центром, Государственным казначейством и Экспедицией заготовления государственных бумаг.
За деятельностью частных коммерческих банков намечалось осуществлять со стороны Госбанка строжайший контроль. Вскоре стало известно, что банкиры используют отпускаемые деньги на финансирование контрреволюции. В ночь на 27 декабря 1917 г. все банки были захвачены. Декретом ВЦИК от 27 декабря 1917 г. был создан единый Народный банк путем слияния частных коммерческих банков с Государственным банком. Согласно этому декрету банковское дело объявлялось государственной монополией. Декретом от 10 октября 1918 г. была ликвидирована вся система обществ взаимного кредита.
В 1918 г. был национализирован и Московский народный банк — финансовый центр кредитной кооперации. Кредитование кооперации стало осуществляться через Народный банк.
И наконец, существовавшие в дореволюционной России ипотечные банки, которые кредитовали недвижимое имущество, были совсем ликвидированы. Необходимость в них отпала, так как Декретом о земле отменялась частная собственность на землю. Она перестала быть объектом купли-продажи и залога.
В период «военного коммунизма» обесценивание денег и перевод национализированных предприятий на бюджетное финансирование привели к ликвидации кредитных отношений в стране. Декретом от 19 января 1920 г. Народный банк был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина. В результате Народный банк как кредитное учреждение был ликвидирован.
Восстановление банковской системы началось в СССР в 1921 г. вслед за объявлением новой экономической политики. Оно началось с учреждения Государственного банка (Постановление ВЦИК от 3 октября и СНК от 10 октября 1921 г.).
Уже в 1922 г. наряду с Госбанком стали возникать новые кредитные учреждения. Начался период экспансии кредитной системы, охвативший примерно 3-4 года (с 1921-1922 до 1925-1926 гг.). В феврале 1922 г. был учрежден Покобанк (Банк потребительской кооперации), затем он был переименован во Всероссийский кооперативный банк.
В 1922 г. также были организованы Торгово-промышленный банк, а также акционерное общество «Электрокредит» (через два года оно было реорганизовано в специальный банк для финансирования электрификации и электропромышленности — Электробанк).
В 1923 г. был создан Всероссийский коммерческий банк для налаживания коммерческих связей с иностранными банками, реорганизованный в следующем году в Банк для внешней торговли (Внешторгбанк).
В начале 1925 г. был организован Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства.
Летом 1922 г. было разрешено создание на кооперативных началах частных кредитных учреждений — обществ взаимного кредита.
Для подъема крестьянских хозяйств было необходимо создать систему сельскохозяйственного кредита. Строительство ее началось в 1922 г. с организации кредитных кооперативов. В 1923-1924 гг. были созданы государственные республиканские Сельскохозяйственные банки и Центральный сельскохозяйственный банк, возглавлявший всю систему сельхозкредита.
Были организованы и крупные государственные территориальные банки — Среднеазиатский, Юго-Восточный и Дальневосточный.
С 1926 г. можно отметить начало второго периода в развитии кредитной системы нэпа, когда стали выявляться новые тенденции. Это период приостановки развития банков, концентрации в области советского банковского дела и возвращения к принципу монополии Госбанка. Вместе с тем в данный же период начинают развиваться обособленные учреждения долгосрочного кредита.
В начале 1930-х гг. была создана экономическая среда, подтолкнувшая к перестройке кредитной системы. Необходимость кредитной реформы была обусловлена в первую очередь проходившей в стране ускоренной индустриализацией. В данном случае ускоренную индустриализацию следует считать объективной предпосылкой. Имели место и субъективные предпосылки кредитной реформы: во-первых, стремление партийно-государственного руководства усилить централизованное регулирование всех отраслей и сфер экономики, охватить прямым планово-административным воздействием все стороны воспроизводственного процесса (т. е., другими словами, отход от принципов нэпа, утверждение жесткого централизма и командного стиля руководства требовали перестройки организации всей системы кредитования и кредитной системы); во-вторых, господствовавшие как в теории, так и на практике представления о перерождении кредита в централизованное плановое финансирование. Кроме того, наличие такой формы кредита, как коммерческое кредитование, далеко несовместимо его с внедрением планирования во все сферы народного хозяйства.
Одной из причин необходимости перестройки кредитных отношений была многозвенность кредитной системы.
30 января 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О кредитной реформе». С 1 апреля 1930 г. взаимное коммерческое кредитование хозорганами друг друга и выдача векселей воспрещались.
Хотя в период индустриализации были проведены мероприятия по превращению спецбанков в банки долгосрочного кредитования, однако разграничение функций между специальными банками не было достаточно четким, при этом каждый из них проводил свой особый режим кредитования и свою систему контроля.
Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Ее реорганизация началась в 1987 г.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. Функции по кредитованию предприятий и организаций и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам: Промышленно-строительному банку (Промстройбанк) СССР, Агропромышленному банку (Агропромбанк) СССР, Банку жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк) СССР, Банку внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) СССР.
Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков. Основная задача этого этапа заключалась в создании четко организованных рыночных структур, обеспечивавших условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил таким образом необходимую экономическую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России.
В ходе второго этапа банковской реформы не только реорганизуется структура банков, но и происходят глубокие изменения в характере кредитных отношений, утверждаются новые методы кредитной работы. В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень — Центральный банк России, второй уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Источник
20.1. Содержание, структура и элементы кредитной системы
Понятие «система» применимо не только к деньгам и организации денежного обращения. Оно используется также и для определения кредитных отношений, банков и организации их деятельности. Обращение к системе позволяет соединить отдельные части в некое целое, придать действию отдельных частей определенное единство.
Понятие «система» широко используется в современной науке. Оно соотносится с исследованием многообразных явлений природы и общественного развития. Считается, что признаком современного мышления является системный подход. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков.
Как это не покажется странным, но термин «система» не получил четкого определения. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. Вместе с тем термин «система» определяет не только состав элементов — по содержанию понятие «система» более широкое, оно включает:
- совокупность элементов;
- достаточность элементов, образующих определенную целостность;
- взаимодействие элементов.
Кредитная система — это совокупность элементов, которая призвана реализовать свойства, характерные для кредита. Кредит в кредитной системе выступает рядовым элементом, его сущность определяет действие всех других элементов данной системы. На практике это означает, что благодаря системе (системному подходу) свойства кредита: его стоимостный характер, обращаемость ссужаемой стоимости на возвратной основе, добровольный и временный характер функционирования в рамках определенного срока, а также соответствие потребностям как кредитора, так и заемщика, другие свойства — должны быть в полной мере реализованы.
Кредитную систему России можно представить в виде следующей структуры (рис. 20.1).
Рис.
20.1.
Структура кредитной системы России
Как видно из рис. 20.1, базовым блоком кредитной системы является кредит как специфическое отношение между кредитором и заемщиком, границы и законы его движения. Этот блок, отражающий глубинные качества кредита, можно назвать фундаментальным блоком, определяющим действие других элементов. Он охватывает также деятельность субъектов, кредитных отношений. Кредит, как отмечалось, это всегда как минимум две стороны (не считая гарантов и поручителей). Реализовать на практике специфические свойства кредита усилиями одной стороны невозможно. Соблюдение законов и правил кредита только двумя сторонами способно реализовать его сущность и назначение. Это означает, что с позиции системного подхода не всякий экономический субъект может стать частью кредитной системы. Субъекты кредитных отношений в контексте системного подхода должны обладать такой совокупностью черт, которая является достаточной и гарантирующей функционирование кредита как специфического экономического отношения. Кредитор, к примеру, должен обладать не только достаточными капиталами, но и профессиональными навыками рационального ведения кредитного дела. В современном хозяйстве кредитором большей частью является банк (коллективный кредитор). Банк в качестве кредитного учреждения, организующего кредитные отношения, выдает кредит, определяет возможности его своевременного и полного погашения, устанавливает условия и нормы кредитования, контролирует ход кредитного процесса. Именно от банка в этом случае будет зависеть, насколько верно учтены и соблюдены правила пользования кредитом и как следствие — реализация сущностных свойств кредита.
Однако это будет зависеть от деятельности не только кредитора, но и заемщика — непосредственного потребителя кредита. Системный подход к организации кредитных отношений будет осуществлен только в том случае, если другая сторона — заемщик — сможет использовать кредит, сообразуясь с его специфическими свойствами. Поэтому заемщиком как частью кредитной системы может стать не всякий экономический субъект, а лишь тот, который обладает юридической самостоятельностью, может своим имуществом, доходом от кредитной сделки полностью и в срок материально гарантировать возврат кредита и уплату ссудного процента за использование кредита.
Кредитная система таким образом может реализовать свое единство, обеспечить целостность только в том случае, если соблюдение законов и границ кредита обеспечивается на двусторонней основе.
Помимо сущностных свойств кредита и законов его движения в данный блок входят принципы кредита — правила, основы, которым целесообразно следовать, чтобы рассматривать фундаментальные качества кредита.
«Принципы кредита» как понятие в экономической литературе стали упоминаться задолго до окончательного формирования положений современной теории. Еще в 1754 году один из известных французских просветителей-гуманистов М. Дидро в своей «Энциклопедии», изданной впервые не во Франции, а в России, писал о принципах кредита. К сожалению, он не сформулировал их достаточно определенно, больше рассуждал о «естественных ограничениях», которые имеет кредит, об опасностях, которые возникают при их нарушении. Он уже тогда предупреждает о трех видах кредитного риска, связанного с использованием чужого богатства, степенью осторожности заемщика и его добросовестности. Однако в рассуждениях Дидро вполне просматриваются правила рационального использования кредита, которые достойны напоминания и которые могут быть отнесены к разряду принципов. Среди них: необходимость полезного использования; гарантированность соблюдения интересов кредитора и заемщика; осторожность и умение обращаться с кредитом, незлоупотребление им; необходимость сопоставления потребности заемщика в привлечении заемных средств с ресурсами как кредитора, так и заемщика; необходимость государственной поддержки.
По поводу последнего положения Дидро писал в своей знаменитой «Энциклопедии»: «У правительства, которое заботится о внутренней и внешней безопасности общества, двойной повод поддержать через законы или через быструю и эффективную помощь крупные хранилища общественного доверия. Чем выше будет заинтересованность в деньгах в государстве, тем важнее предотвратить неравенство (или, как мы сейчас говорим, «диспропорции». — О. Л.) в развитии кредита… Но было бы грубой ошибкой оценивать реальные гарантии на основе общего капитала государства, как это делается в случае с частными лицами. Эти расчеты, доведенные до крайности некоторыми английскими писателями, могут лишь тешить праздное воображение и привести порочные принципы в государство».
Заметим еще раз, что Дидро говорил об этом 250 лет назад, однако его утверждения не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Принципы организации кредитования
Помимо общеэкономических принципов и принципов, касающихся сущности кредита, можно сформулировать и некоторые другие, имеющие тем не менее важное значение для практики.
Их соблюдение весьма существенно для важнейших сторон деятельности банка: его ликвидности, доходности как кредитного института, безопасности и устойчивого развития. Назовем их принципами организации кредитования.
К таким принципам прежде всего можно отнести принцип сохранения реального размера кредита. Одним из законов кредита является сохранение ссужаемой стоимости. Инструментом, с помощью которого данный закон реализуется на практике, служит требование такой организации кредитования, которая обусловливает необходимость возвращения не номинальной, а равноценной суммы кредита. Если кредитор выдал ссуду в размере 100 денежных единиц, а ему возвратилась реальная стоимость 90 денежных единиц, то, естественно, такая «усушка» (обесценение) стоимости кредита снижает реальную стоимость ссудного капитала. На практике это означает необходимость принятия особых мер предосторожности в условиях заметной инфляции, а также необходимость наблюдения за возвратностью ссуд потенциально проблемными заемщиками.
Важнейшим принципом является также принцип сохранения стоимости обеспечения кредита. Он тесно взаимосвязан с принципом обеспеченности кредита, означающим требования материального обеспечения выдаваемых ссуд. Такое обеспечение определяется в предварительном порядке при предоставлении кредита обычно путем проверки соответствия суммы кредита сумме обеспечения. Вместе с тем номинальная сумма обеспечения в конце срока пользования кредитом может не соответствовать ее реальной стоимости. Подобное несоответствие вызывает серьезные банковские кризисы, банкротство кредитных учреждений. Так, например, обстояло дело в недалеком прошлом с американскими сберегательными банками, которые выдавали ссуды под недвижимость, стоимость которого в силу изменения экономической конъюнктуры существенно уменьшилась. Поэтому согласно принципу сохранения стоимости обеспечения ссуда, выданная под определенное обеспечение, должна к концу срока кредитования иметь стоимость не меньшую, чем на дату выдачи этой ссуды.
К принципам организации кредитования следует также отнести принцип кредитоспособности субъектов кредитных отношений. Банк в процессе кредитования учитывает кредитоспособность своих клиентов. Это позволяет снизить риск невозврата кредита, дифференцировать свои отношения с заемщиком. Руководствуясь данным принципом, кредитор учитывает и собственную кредитоспособность — возможность выполнения своих обязательств. Для реализации сущностных свойств кредита необходимость оценки взаимной кредитоспособности субъектов кредитных отношений становится непременным правилом, содействующим рациональному использованию кредита.
Помимо данных принципов организации кредитования существуют и более детальные, но не менее важные правила. В процессе кредитования:
- банк может давать кредитов столько, сколько сам может взять взаймы;
- устанавливать максимальный размер кредитов, которые банк может предоставить в течение определенного периода, исходя из наличия денег на начало соответствующего периода и того количества, которое он может достать в течение данного периода;
- предоставлять кредиты банк должен только на таких условиях и такой срочности, на каких он сам берет кредиты (это так называемое золотое банковское правило, сформулированное Хюбнером еще в 1854 г.);
- если нет доверия, то нет и кредита;
- методически и организационно не подготовленные кредиты выдавать нельзя;
- хочешь «хорошо есть» (при существующей альтернативе — «хорошо спать»), создавай соответствующие резервы.
Принципы кредита оказывают существенное влияние на правила банковской деятельности — необходимость достижения ликвидности, доходности, безопасности, планирования и установления с клиентами партнерских отношений.
Вторым блоком кредитной системы выступает организационный блок. Этот блок представляет собой определенную подсистему кредитования, объединяющую кредитную политику, виды и объекты, условия кредитования, кредитный механизм (включая методы кредитования, формы ссудных счетов, с которых производится выдача и погашение кредитов). Данный блок формирует технологию совершения кредитных отношений, определяет сферу опосредования кредитом основного и оборотного капитала заемщика, рациональные формы предоставления и погашения ссуды в зависимости от особенностей деятельности заемщика, его кредитоспособности. По существу, данный блок отражает всю ту оперативную работу, которую совершает кредитор по предоставлению кредита заемщику и возврату этого кредита.
В данный блок можно отнести и кредитную инфраструктуру — инструменты жизнеобеспечения, поддержания рационального функционирования кредита. К кредитной инфраструктуре относится прежде всего информационное обеспечение, формируемое банком-кредитором на базе внешней и внутренней информации о рынке, отдельных его сегментах и экономических субъектах. Это могут быть данные как народнохозяйственной статистики, информационных агентств, рейтинговых агентств, кредит-бюро, так и архивные данные кредитных историй самого кредитного учреждения.
В состав кредитной инфраструктуры входит также методическое обеспечение. Это могут быть как международные требования (например, рекомендации Базельского комитета по управлению кредитными рисками), так и национальные ведомственные разработки (прежде всего в форме рекомендаций, положений Центрального банка Российской Федерации, например о крупных кредитах), а также собственные методические разработки банков.
На практике требования регулирующего блока формируются также в виде соответствующих внутрибанковских инструкций, положений об организации кредитования. К примеру, это могут быть указания об организации кредитования юридических и физических лиц, кредитования VIP-клиентов, правила ипотечного кредитования, синдицированного кредитования и т. п.
Кредитная инфраструктура обычно включает научное обеспечение (исследования фундаментальных и прикладных проблем использования кредита, новых направлений его развития, путей наиболее рационального его применения и др.), а также кадровое обеспечение (подготовку специалистов кредитного профиля, повышение их квалификации, обеспечение новым кредитным технологиям и т. п.).
К сожалению, организационный блок кредитной системы современной России требует дальнейшего совершенствования. Российские банки, совершающие кредитные операции, не имеют пока должного информационного и методического обеспечения, им зачастую не хватает высококлассных специалистов по оценке кредитных рисков, научные исследования кредита ведутся недостаточно интенсивно. Все это позволяет сделать вывод о том, что развитие кредитной системы России далеко от завершения.
Отдельно в составе кредитной системы следует выделить третий блок, регулирующий, к которому относится государственное регулирование кредитной деятельности, а также банковское законодательство. Оно призвано регламентировать кредитные сделки, защищать права кредитора и заемщика, определяет правила погашения кредита в случае несостоятельности кредитных организаций. Большую роль в этом процессе играют нормативные положения Центрального банка Российской Федерации. Коммерческие банки, кроме того, разрабатывают свои инструктивные материалы, регламентирующие правила кредитования.
Источник