Продукты и услуги
Информационно-правовое обеспечение
ПРАЙМ
Документы ленты ПРАЙМ
План мероприятий («дорожная карта») повышения доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017-2019 годы (утв. Банком России 5 июля 2017 г. № ПМ-01-59/31)
Обзор документа
План мероприятий («дорожная карта») повышения доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017-2019 годы (утв. Банком России 5 июля 2017 г. № ПМ-01-59/31)
Цель создания Дорожной карты.
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, признает, что инвалидность является результатом такого взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и отношенческими, а также средовыми барьерами и которое препятствует полному и эффективному участию этих людей в жизни общества наравне с другими.
Мероприятия Дорожной карты направлены на повышение доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения (далее совместно — ЛСИ и МГН), которые при взаимодействии с финансовыми организациями могут испытывать трудности при получении ими финансовых услуг.
Под ЛСИ и МГН в целях Дорожной карты понимаются лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, люди, испытывающие затруднения при самостоятельном общении, получении услуг и необходимой информации, люди с ограниченными способностями или возможностями по самостоятельному передвижению, ориентированию в пространстве, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-поводырей, а также пожилое население (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).
Под финансовыми организациями в целях Дорожной карты понимаются: кредитная организация, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, кредитный потребительский кооператив, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, жилищный накопительный кооператив, микрофинансовая организация, ломбард, бюро кредитных историй.
Основная цель мероприятий, приведенных в Дорожной карте, — обеспечить эволюционное изменение среды предоставления финансовых услуг с тем, чтобы в итоге устранить различия в финансовой доступности для разных категорий граждан и обеспечить решение проблем, возникающих у ЛСИ и МГН при получении финансовых услуг. Одновременно необходимо усилить внимание к вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, а также устранить барьеры, препятствующие ЛСИ и МГН при получении финансовых услуг наравне с другими гражданами, с акцентом на отношенческие барьеры, преодоление которых, в свою очередь, повлияет на устранение средовых барьеров. Необходимо объяснить, обучить, а при необходимости потребовать (с использованием законодательных, нормативных и надзорных возможностей) от финансовых организаций и их руководителей обеспечения равных возможностей для ЛСИ и МГН по доступу к финансовым услугам, аналогичному доступу людей без инвалидности и ограничений по здоровью.
Все мероприятия, перечисленные в Дорожной карте, предназначены для выявления, анализа и устранения барьеров, возникающих при получении ЛСИ и МГН финансовых услуг.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются ЛСИ и МГН при получении финансовых услуг.
Проблемы физической доступности, то есть трудности, с которыми сталкиваются ЛСИ и МГН при попытке посетить офис финансовой организации и лично получить услуги. Ограничения могут быть различными и по-разному влиять на возможности получения базовых финансовых услуг (кредитование, сбережения, платежи и страхование) в зависимости от группы инвалидности, расположения офиса и так далее. Решение указанных проблем позволит обеспечить удобный (безбарьерный) доступ в офисы финансовых организаций всех людей независимо от имеющихся у них физических ограничений. Кроме того в рамках указанной проблематики представляется целесообразным определить, какие услуги могут быть предоставлены в офисе, а какие дистанционно — без потери качества и уровня безопасности финансовых операций.
Проблемы интерфейсов и доступа к цифровой информации, то есть трудности, с которыми сталкиваются ЛСИ и МГН при попытке получить базовые финансовые услуги с использованием различных автоматических устройств или удаленных способов доступа. В качестве примеров можно привести отсутствие аудиоканала на банкомате, невозможность для людей с проблемами слуха выбрать ПИН-код для банковской карты или заблокировать ее, так как единственным каналом для проведения этой операции без посещения офиса является телефонный звонок в службу поддержки банка, слишком мелкий шрифт и другие. Решение этих проблем представляется необходимым учитывать при разработке и вводе в эксплуатацию автоматических и дистанционных сервисов с целью их использования ЛСИ и МГН. Также целесообразно обеспечить наличие информации о финансовых продуктах в альтернативных форматах, навигацию, установку индукционных петель или доступ к сурдопереводу в офисах финансовых организаций.
Проблемы отношения персонала финансовых организаций к ЛСИ и МГН — в первую очередь причиной является низкий уровень осведомленности сотрудников финансовых организаций о проблемах ЛСИ и МГН и современном подходе к пониманию инвалидности. Во-вторых, можно говорить о неразвитости так называемого «эмоционального интеллекта», позволяющего проявлять определенный уровень эмпатии при обслуживании ЛСИ и МГН. В-третьих, отсутствие возможности уделять дополнительное внимание ЛСИ и МГН, с учетом ориентирования бизнес-требований, направленных на сокращение времени, затрачиваемого на обслуживание клиента. В-четвертых, следует отметить, что сами ЛСИ и МГН, сталкиваясь с многочисленными барьерами и сложными процедурами, иногда бывают негативно настроены при общении с персоналом финансовой организации. Решение этих проблем состоит в разработке и имплементации соответствующих распорядительных документов финансовой организации, определяющих порядок взаимодействия и сопровождения ее сотрудниками ЛСИ и МГН, обратившихся за получением финансовой услуги, обеспечивающих их качественное обслуживание, а также регламентирующих порядок проведения соответствующего обучения и тренингов персонала финансовой организации, распространении опыта наиболее прогрессивных в данном направлении организаций.
Проблемы понимания сути финансовых услуг и рисков, возникающих при их использовании, — данные проблемы возникают из-за различного уровня образования, финансовых знаний, образа жизни и привычек финансового поведения получателя финансовых услуг. Многие ЛСИ и МГН в силу особенностей своей повседневной жизни и предыдущего опыта не информированы о доступных им финансовых услугах. Для устранения этого барьера необходимо повышать уровень финансовой грамотности, разрабатывать образовательные курсы и информационные материалы, обеспечить их доступность в различных формах (аудио-, видео-, текстовая, упрощенное изложение информации) для клиентов финансовых организаций, являющихся ЛСИ и МГН, а также создать финансовые продукты, доступные для понимания, в том числе ЛСИ и МГН, и обеспечивающие реализацию базовых потребностей в финансовых услугах, а также разместить информацию о данных услугах в специально выделенном разделе на сайте финансовой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проблемы завышения стоимости финансовых услуг для ЛСИ и МГН (прямого или косвенного) либо отказа в их обслуживании по причине инвалидности. В данном случае речь идет о том, что при обращении за финансовыми услугами (особенно в части кредитования или страхования) вопросы инвалидности либо наличия ряда заболеваний, позволяющих отнести клиента к категории ЛСИ и МГН, становятся «стоп-факторами» для получения финансовой услуги либо ведут к значительному завышению ее стоимости. Решениями этих проблем станут более качественный анализ реального влияния инвалидности (или другого ограничения, позволяющего отнести клиента к категории ЛСИ и МГН) на риски, принимаемые на себя финансовой организацией, формирование регуляторных ограничений на увеличение стоимости услуг, разработка специальных мер, при которых наличие инвалидности или других проблем со здоровьем, позволяющих отнести клиента к категории ЛСИ и МГН, не создает дополнительных рисков для финансовой организации. Следует отметить, что сама по себе инвалидность не может быть единственной причиной повышения стоимости финансовой услуги.
План мероприятий
* Организация (орган), указанная (указанный) первой (первым) в списках исполнителей (графа «Ответственный») по каждому пункту Дорожной карты, является ответственной (ответственным) за подготовку и согласование соответствующего документа в графе «Результат» с остальными соисполнителями в рамках каждого пункта Дорожной карты.
Утверждено на заседании Рабочей группы Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (протокол от 14 апреля 2017 года).
СОГЛАСОВАНО
Обзор документа
Составлен план мероприятий («дорожная карта») повышения доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017-2019 гг.
Так, закреплены мероприятия по оснащению банкоматов штатными разъемами для подключения наушников, настройкам параметров программного обеспечения; упрощению визуального восприятия интерфейса слабовидящими пользователями; подработке сайтов организаций.
Целесообразно проработать вопрос о введении практики однократного выезда сотрудника финансовой организации (сотрудника финансовой организации и сотрудника органа соцзащиты) по месту жительства клиента и использования в дальнейшем данных личной идентификации для дистанционного получения услуг в различных компаниях.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник
В ходе проведения в 2013 году реформы системы регулирования на финансовом рынке на Банк России была возложена функция по разработке основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации. Согласно статье 45.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России один раз в три года представляет проект основных направлений развития финансового рынка в Государственную Думу. Предварительно проект представляется Банком России Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
В связи с этим Банком России впервые был разработан документ, обладающий кросс-секторальным характером и содержащий описание запланированных действий Банка России по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочный период — Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов. Данный документ 03.03.2016 был одобрен Правительством Российской Федерации и 14.04.2016 рассмотрен на парламентских слушаниях в Государственной Думе, после чего 26.05.2016 он был одобрен в окончательной редакции Советом директоров Банка России.
Ввиду того, что реализация документа предполагает участие заинтересованных министерств и ведомств, Банком России совместно с Правительством Российской Федерации был разработан План мероприятий («дорожная карта») «Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», утвержденный Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 28.06.2016 N ИШ-П13-3745.
Для повышения информационной прозрачности и понятности своей деятельности для участников финансового рынка и планов на краткосрочный период Банк России разработал План мероприятий (дорожную карту) на 2016 год по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов. Таким образом, дорожная карта включает в себя конкретизированные задачи и действия Банка России по развитию финансового рынка Российской Федерации на текущий календарный год (в том числе задачи, итоговое исполнение которых будет осуществлено в 2017-2018 годах, однако подготовка к их исполнению начата в 2016 году).
Такие дорожные карты будут выпускаться Банком России ежегодно.
* Приводится соответствие пунктов Плана мероприятий с мероприятиями Плана мероприятий («дорожной карты») «Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 28.06.2016 N ИШ-П13-3745 (номера таких пунктов имеют пометку «ПМ»), а также с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов (такие пункты содержат указание на конкретное направление развития и имеют пометку «НР ОНРФР»).
** Приводится финальный срок реализации для мероприятий, соответствующих Плану мероприятий («дорожной карте») «Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», утвержденному Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 28.06.2016 N ИШ-П13-3745, в соответствии с установленными им сроками.
Источник
Финансовая доступность — это полноценный доступ к базовому набору финансовых услуг всего населения страны и малого и среднего бизнеса.
Базовый набор финансовых услуг:
— cтрахование, кредитование;
— формирование сбережений (включая ИИС);
— платежные услуги.
В России достаточно высокий уровень проникновения финансовых услуг. Однако средние цифры не отражают проблем, с которыми сталкиваются жители труднодоступных и малонаселенных пунктов, в которых банки и другие финансовые организации не стремятся открывать свои отделения. Есть и проблемы с доступностью финансовых услуг для отдельных групп населения, например, для пожилых людей и людей с инвалидностью.
Деятельность Банка России по повышению финансовой доступности — это создание условий и правил на финансовом рынке, когда каждый гражданин, в независимости от места своего проживания, уровня дохода, ограничений здоровья мог бы получать необходимые ему финансовые услуги.
Банк России принял стратегию развития финансовой доступности, которая описывает устранение барьеров в получении финансовых услуг на всей территории страны.
Дистанционное обслуживание – интернет-банкинг, мобильный банкинг для доступа к банковскому счету, страхование через интернет и другие.
Так для удаленных населенных пунктов запущены специальные проекты по развитию дистанционных финансовых услуг (и обеспечению необходимого для этого доступа в интернет), обеспечению мобильными банковскими услугами, возможностью совершения базовых финансовых операций через отделения Почты России и торговые сети.
В Банке России действует постоянная рабочая группа по финансовой доступности для людей с инвалидностью. Рабочая группа формирует рекомендации для банков по безбарьерной среде в офисах финансовых организаций, требованиям к банкоматам, онлайн-сервисам и приложениям с учетом потребностей людей с ограничениями слуха и зрения и другим аналогичным темам.
Для обеспечения доступности финансовых сервисов для малого и среднего бизнеса Банк России принимает широкий комплекс мер, от совместных с Правительством Российской Федерации программ льготного кредитования до развития стимулирующего банковского регулирования и информационной поддержки малого бизнеса — проведения вебинаров и подготовки специальных материалов, позволяющих предпринимателям лучше сориентироваться в мире финансов.
В современном мире все большая доля финансовых сервисов доступна дистанционно, и Банк России делает основной упор в своей стратегии развития финансовой доступности на расширении объема онлайн сервисов. Развитие финансовых технологий, в том числе, Системы быстрых платежей, создание маркетплейса финансовых услуг, через который будут доступны банковские, страховые и инвестиционные продукты, внедрение электронных страховых полисов, — это те меры, которые уже реализуются и способствуют существенному повышению финансовой доступности в России.
Неотъемлемой частью финансовой доступности является финансовая грамотность. Она позволяет расширить ментальную доступность многих видов финансовых услуг. Усилия Банка России по финансовому просвещению направлены на то, чтобы помочь людям разобраться, как выбирать финансовые сервисы и продукты для решения своих задач, как избежать информационных угроз и мошенничества, как оценить преимущества и риски от отдельных финансовых продуктов и услуг.
Международная деятельность по повышению финансовой доступности
В рамках многостороннего сотрудничества Банк России участвует в работе Глобального партнерства за финансовую доступность G20 (G20 Global Partnership for Financial Inclusion) и Альянса за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion), а также сотрудничает с Консультативной группой помощи малообеспеченным слоям населения (Consultative Group to Assist the Poor).
Вопросы финансовой доступности также входят в сферу взаимодействия Банка России с такими международными организациями, как Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), программа оценки финансового сектора (FSAP) МВФ, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
Банк России является членом Альянса за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion) — международной организации, объединяющей регулирующие финансовые органы 95 стран.
Банк России в 2014 году присоединился к «Декларации Майя» Альянса за финансовую стабильность, отражающей приоритеты и основные направления политики членов Альянса по повышению доступности финансовых услуг.
Последнее обновление страницы: 09.06.2020
Источник